США не принимают «красные линии», прочерченные президентом РФ Владимиром Путиным, и готовят меры сдерживания, чтобы не допустить агрессии России в Донбассе.
Об этом заявил президент США Джо Байден накануне онлайн-переговоров с Путиным, которые состоятся 7 декабря после почти месяца предварительных консультаций, в которых были задействованы дипломаты, ЦРУ и российский СовБез.
«Я не приму ничьих красных линий», – заявил Байден, имея в виду многократно повторяемую Путиным формулировку, под которой Кремль понимает нерасширение НАТО на восток и право на собственную зону влияния в постсоветском блоке.
По словам Байдена, он рассчитывает на долгий разговор с Путиным, который, как и полгода назад, состоится на фоне сообщений о резком наращивании российской группировки войск близ Донбасса.
Вашингтон в октябре предупредил о возможной российской агрессии своих союзников по НАТО и партнеров в Киеве. Опираясь на эту информацию, глава военной разведки Украины Кирилл Буданов назвал время возможного вторжения – февраль 2022 года. Он оценил численность российских войск у границы почти в 100 тысяч человек.
По словам Байдена, чтобы не допустить этого сценария США готовят пакет жестких ответных мер.
«Я готовлю набор инициатив, на мой взгляд, понятных и существенных, которые сделают очень, очень сложным для господина Путина осуществление того, что, как некоторые беспокоятся, он собирается осуществить», – заявил Байден журналистам в резиденции Кэмп Дэвид.
Путин накануне переговоров дважды публично озвучил ключевые требования Западу. Он поручил МИДу добиваться юридических гарантий нерасширения НАТО на Восток, а также неразмещения в Европе американских ядерных ракет.
Ликвидированные в эпоху Михаила Горбачева ракеты средней и малой дальности, если появятся в странах ЕС, смогут долететь до Москвы за считанные минуты, превращая в реальность «ночной кошмар» советских стратегов – так называемый обезглавливающий удар, уничтожающий разом руководство страны.
«А нам что делать? – задался вопросом Путин на форуме «Россия зовет!». – Мы тогда должны будем что-то подобное создать в отношении тех, кто нам так угрожает. < ...> Создание таких угроз для нас и есть «красная линия».
Последние штрихи к готовящемся переговорам нанесли главы МИД Сергей Лавров и глава Госдепа Энтони Блинкен, встретившиеся в Стокгольме на конференции ОБСЕ. Источники CNN, близкие к Белому дому, сообщили, что найти выход из тупика разногласий дипломатам не удалось.
Споры продолжились на обеде 1 декабря, где Лавров взял слово, чтобы снова повторить российскую версию событий на Украине 2014 года: он заявил собравшимся, что крах правительства Виктора Януковича с его последующим бегством из страны был незаконным государственным переворотом. Он также утверждал, что НАТО и Евросоюз подавляют инакомыслие и угрожают России, рассказали Bloomberg два дипломата, непосредственно присутствовавших при происходящем.
Блинкен на это ответил, что силы, лояльные Януковичу, открыли огонь по мирным протестующим в Киеве, убив более 100 человек, прежде чем Янукович был эвакуирован российскими спецслужбами. Блинкен также сказал своему российскому коллеге, что НАТО – это оборонный альянс.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова позднее в Facebook опровергла заявления о том, что Блинкен поставил Лаврова на место.
79-летнему Байдену, который застал еще «динозавров» советского политбюро, таких, как Андрей Громыко и Алексей Косыгин, предстоит ответить на ключевой вопрос – блефует или нет Путин, двигающий дивизии по южным областям РФ и не принимающий распад СССР как данность истории и закономерный конец политики репрессий и лжи.
Заявления Вашингтона о риске российской агрессии – верная оценка ситуации на границах Украины, уверен Майкл Кофман, директор российской программы в Центре военно-морского анализа США (его цитирует BBC News).
Одна из причин для беспокойства, по его мнению, – относительно скрытый характер переброски подразделений к границам Украины. Прежде эти маневры проводились открыто, чтобы оставить пространство для дипломатии.
«Все указывает на то, что они всерьез готовят масштабную военную операцию», – рассуждает Кофман.
Для эскалации, по его словам, есть две основные причины – разочарование Москвы в дипломатии на украинском направлении и в возможности договориться с Зеленским, а также все более активное партнерство Украины с НАТО, в том числе, размещение на территории страны учебных центров альянса.