Пока о завершении банковского кризиса в США говорить, видимо, не приходится. В пятницу вечером американские регуляторы собрались на экстренное заседание Совета по надзору за финансовой стабильностью.
Перед финансовыми властями США встала дилемма – включить “печатный станок” для спасения банков или держать в узде инфляцию с помощью регулирования учетной ставки Федеральной резервной системой (ФРС).
Тем не менее аналитики, опрошенные “Российской газетой”, считают, что из-за обособленности российских банков от западных финансовых институтов прямого влияния финансовой турбулентности в США на экономику России не будет.
На фоне паники частных инвесторов и вкладчиков американских банков, ФРС США начала вливания денег в банковскую систему, фактически заработал “печатный станок”, увеличивший баланс ФРС почти на 400 млрд долларов с начала марта 2023 года.
В первую очередь, это обосновано решением властей о полной компенсации вкладов частных лиц через FDIC (Федеральная корпорация по страхованию вкладов в США), а также запуском новой программы экстренного кредитования банков – Bank Term Funding Program (BTFP). Кроме того, по-прежнему работает программа “Дисконтное окно” и выдача “Иных кредитов” от ФРС коммерческим банкам. Фактически все усилия “количественного ужесточения” были перечеркнуты, указывают эксперты. Пока ФРС декларирует намерение продолжать снижать инфляцию в соответствии со своим мандатом и одновременно предпринимает меры, чтобы не допустить системный финансовый кризис, указывает руководитель отдела макроэкономического анализа “Финама” Ольга Беленькая.
С точки зрения экономики финансовый кризис опасен тем, что банки в это время борются за выживание и лишаются возможности кредитовать бизнес и население, что вызывает острую рецессию уже в реальном секторе экономики США.Финансовые власти США пытаются решить две задачи одновременно: снизить инфляцию и сохранить финансовую стабильность путем применения разного набора инструментов “Есть и вероятность “мягкой посадки” – системного кризиса не будет, но для банков возрастет стоимость фондирования и ужесточится регулирование, что приведет к ужесточению условий кредитования биз- неса и домохозяйств и сокращению кредитования, в результате внутренний спрос ослабнет, а инфляция замедлится. Это поз- волит быстрее достичь того ре- зультата, который ФРС пытается достичь повышением ставки. Такой сценарий стал бы наиболее благоприятным”, – считает Беленькая. Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что ситуация в банковской системе США и Европы напрямую не влияет на российский финансовый сектор, но добавляет неопределенности относительно дальнейшей траектории мировой экономики.