Когда все-таки начнут снижаться инфляция и ключевая ставка

Нынешний уровень ключевой ставки в 16% годовых, до которого Банк России повысил ее в середине декабря, имеет все шансы остаться максимальным в текущем цикле. Первое снижение ключевой ставки теоретически можно будет увидеть уже весной. Конечно, оно будет зависеть от динамики инфляции, но, вполне возможно, первые признаки замедления роста потребительских цен наметились как раз в конце прошлого года.

При этом, обосновывая решение повысить ключевую ставку до 16%, глава Банка России Эльвира Набиуллина подчеркнула, что для достижения цели по инфляции (это 4% к концу 2024 года) понадобится долгий период высоких ставок. Правда, без конкретизации того, насколько долгим он может стать.

К середине декабря основной рост цен происходил в компонентах потребительской корзины, которые слабо зависят от курса рубля (его летнее снижение в инфляции уже отыграно). Например, по оценке Набиуллиной, рост цен на услуги, за исключением ЖКХ, к середине декабря в пересчете на год превышал 14%. «Ускоренное удорожание услуг рассматривается как индикатор устойчивого инфляционного давления в экономике, поскольку эти цены слабее, чем другие компоненты, реагируют на курс и различные разовые факторы», — отмечала глава ЦБ.

Но, вероятно, инфляция уже могла начать замедляться к концу 2023 года, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. «Банк России при принятии решений по ключевой ставке ориентируется на текущие темпы месячной инфляции с сезонной коррекцией в пересчете на год (SAAR). По оценке ЦБ, в сентябре текущие темпы инфляции (SAAR) составили максимальные в 2023 году 14,5%, после чего замедлились до 9,4% в октябре и 10,6% в ноябре. Мы разделяем мнение ЦБ и рынка о том, что пик текущих темпов инфляции был достигнут в сентябре и далее нас ждет постепенное замедление роста цен», — говорит эксперт.

Помимо приключений курса рубля (в 2023 году доллар вырос на 30%: с 70 до 90 руб.), на инфляцию сильно влияли дефицит кадров на рынке труда и напрямую связанный с ним рост зарплат, который опережает производительность труда. Так, в прошлом году безработица обновила исторический минимум, составив всего 2,9%. Но были и разовые факторы, которые всем также очень хорошо запомнились. «Например, вспышки птичьего гриппа снизили предложение птицы. Удорожание плодоовощной продукции в том числе было связано с жарким летом, дефицитом персонала для сборки урожая и топливным кризисом. Топливный кризис (и рост цен на бензин) осенью был во многом спровоцирован сокращением выплат по топливному демпферу.