КОММЕНТАРИЙ: Пандемия и уставшие избиратели: с чем Латвия переходит в год парламентских выборов

ПОЛИТИКА: ЛАТВИЯ-ВЫБОРЫ-ПАРЛАМЕНТ

КОММЕНТАРИЙ: Пандемия и уставшие избиратели: с чем Латвия переходит в год парламентских выборов

Латвия загодя начинает подготовку к парламентским выборам, намеченным на 1 октября 2022 года. В новый год страна входит с пандемией коронавируса и связанными с ней ограничениями. Этот фон во многом определяет характер предвыборной гонки.

Как показал декабрьский опрос исследовательского центра СКДС, лидерство в гонке удерживает отстаивающая интересы русскоязычных жителей партия «Согласие», но всего с 9,5% поддержки. Политологи сомневаются, что она, как и другие отстаивающие интересы русских жителей партии, войдет в правительство: «Согласию» немного уступает лидер нынешней правящей коалиции «Новое Единство» (7,8%), далее идут оппозиционный Союз «зеленых» и крестьян (7,4%), а также входящие в правящую коалицию национальное объединение «Все для Латвии! — Отчизне и свободе / Движение за национальную независимость Латвии» (5,6%) и либеральное «Для развития / За!» (4,9%).

Остальные политические силы существенно отстают от необходимого для попадания в Сейм (парламент) барьера в 5%. «Конечно, плохо, что много партий около пятипроцентного барьера, поэтому могут быть разные результаты на выборах — и парламент, полный разных партий, и наоборот, все эти партии могут остаться ниже барьера, и тогда в парламенте будет мало партий, — поясняет ТАСС политолог Филипп Раевский. — Это добавляет неожиданности в результат выборов».

На волне пандемии

Предвыборную ситуацию в Латвии во многом определяет пандемия коронавируса, которая принесла жителям республики одни из наиболее жестких среди всех стран Балтии ограничений. Латвия к настоящему моменту пережила уже два полноценных локдауна, условия которых пришлось выполнять даже полностью вакцинированным жителям.

«Недовольства и протестных настроений сейчас много, — говорит ТАСС депутат Сейма от партии «Согласие» Андрей Клементьев. — И если правящие партии не смогут мобилизовать своих избирателей, то не исключаю, что часть оппозиции могут занять партии, которые сейчас занимаются как раз консолидацией протестного электората — людей, которые не довольны. Конечно, прирост может быть большой, и чаще всего эти люди скрывают свой выбор при опросах».

Наиболее активно пытаются использовать усталость общества от пандемии популистские партии «Латвия на первом месте» бывшего министра экономики и экс-министра сообщения (транспорта) Айнарса Шлесерса и «Закон и порядок» действующего оппозиционного парламентария Алдиса Гобземса. Политолог Филипп Раевский, впрочем, сомневается, что эти политические силы будут способны пройти в новый Сейм.

«Во-первых, они (эти партии — прим. ТАСС) маленькие, а во-вторых, не способны использовать даже те ресурсы, которые у них есть, чтобы повлиять на политические процессы», — считает эксперт.

Директор исследовательского центра СКДС Арнис Кактиньш напоминает, что до осени, когда пройдут выборы, эпидемиологическая ситуация наверняка улучшится и антиковидная риторика уже не будет столь же востребована у избирателя, как сегодня.

«Предыдущие два года показали, что, скорее всего, летом эпидемиологическая ситуация будет нормальной, уровень заболеваемости коронавирусом пойдет на спад, — сказал Кактиньш в беседе с ТАСС. — И если не будет какой-то яркой волны заболеваемости в сентябре, то коронавирус в предвыборное время может и не стать главной и основной темой [кампании]. Особенно учитывая, что уже стали появляться новые более важные темы — инфляция, цены на энергоносители, на газ, на электричество».

Вопрос доверия

Рост цен на энергоносители, а также коронавирусные ограничения существенно снизили популярность действующей власти. Согласно данным исследовательского центра СКДС, в октябре только 16% респондентов в Латвии доверяли Сейму, 17% — правительству. Но низкий уровень доверия к политикам не всегда приводит к их поражению на выборах, отмечает социолог Кактиньш.

«Наш опыт также показывает, что если большинство не доверяет какому-то очередному правительству, это совсем не означает, что те партии, которые формируют это правительство, не могут победить на выборах, — говорит он. — Они довольно часто в такой ситуации все-таки умудряются удержать власть».

Политолог Филипп Раевский говорит, что экономические кризисы обычно улучшают позиции традиционных партий, поскольку «люди в кризисных ситуациях не хотят рисковать и не хотят голосовать за всякие авантюры». «Я смотрю на это больше с такой точки зрения: чем хуже ситуация в экономике, тем лучше для старых партий, тем консервативней выбор избирателей», — заключает он.

Депутат Сейма от партии «Согласие» Андрей Клементьев, наоборот, надеется, что избиратели на фоне кризиса начнут больше обращать внимание на результаты реальной работы политиков. «Если какая-то крупная правящая партия не пройдет в следующий Сейм, это будет сигнал, что люди начали верить уже не просто каким-то шаблонам и мифам, а будут смотреть на реальную работу, — сказал он. — Я думаю, что следующие выборы покажут, что правящие партии не наберут такого числа голосов, на которые они рассчитывают. Их большинства в следующем парламенте, скорее всего, уже не будет».

Однако возглавляющее ныне правящую коалицию «Новое единство» намерено идти на выборы, выдвинув кандидатом в премьеры действующего главу правительства — Кришьяниса Кариньша. «Вся логика говорит о том, что у нас есть премьер-министр, который может возглавить правительство в этих чрезвычайно сложных условиях», — п
ояснил председатель правления партии Арвилс Ашераденс местному порталу «Делфи».

За красными линиями

Одна из главных интриг парламентских выборов в Латвии — результат партий, которые отстаивают интересы русскоязычных жителей. Крупнейшая из этих политических сил, партия «Согласие», на протяжении нескольких последних избирательных кампаний получала наибольшее число голосов, однако в правительство не попадала ни разу. Оппоненты «Согласия» традиционно заявляют, что ни под каким видом не будут сотрудничать с этой партией, которую некоторые политики из правящей когорты называют «прокремлевской».

«Мы очень меняемся, и я надеюсь, что пандемия и вся эта обостренность в Европе, которая сейчас просматривается, должны рано или поздно снять все эти шаблоны и подтвержденную фактами нашу политическую ориентацию к одному или другому соседу», — заявляет Андрей Клементьев из «Согласия».

Политолог Филипп Раевский смотрит на шансы «Согласия» войти в новое правительство скептически. «Их фракция в Сейме уменьшается уже на протяжении трех выборов подряд, и сейчас мы видим, что она может стать еще в два раза меньше — это, конечно, сильно снижает их шансы [войти в правительство], — говорит он. — У них не будет того количества голосов, чтобы они были кому-то интересны».

Сопредседатель партии «Русский союз Латвии» и депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов также считает, что по итогам новых выборов конфигурация правящей коалиции практически не изменится.

«В коалиции окажутся все, кто там есть сейчас, — и национальное объединение, и «Новое Единство», и, возможно, объединение «Для развития / За!», — сказал он в беседе с ТАСС.

Пропавшие русские голоса

В такой ситуации остается открытым вопрос, за кого проголосуют русскоязычные граждане Латвии, которых не устраивает политика как правящей коалиции, так и парламентской оппозиции. В общей сложности на прошлых выборах в Сейм в 2018 году право отдать свой голос было у порядка 270 тыс. русскоязычных избирателей. Еще свыше 252 тыс. неграждан Латвии участия в выборах принять не смогли, поскольку с момента выхода республики из состава СССР в 1991 году лишены большинства политических, а также ряда социальных и экономических прав, включая избирательное.

«Русские люди — граждане и неграждане — являются объектом дискриминации по многим вопросам, — говорит Мирослав Митрофанов из «Русского союза Латвии». — Кто-то это чувствует в большей степени, кто-то — в меньшей, но это присутствует в нашей жизни».

Для этой части избирателей, говорит политик, большую роль играет вопрос языка образования в школах, «воспроизводство и передача русской культуры», а также «особые отношения с Россией». «Что бы ни происходило в России, как бы нам нравились или не нравились внутренние процессы, как бы мы критически ни относились к отдельным моментам, Россия — это родина нашей культуры, поэтому мы будем сотрудничать и с негосударственным сектором, и с общественными организациями, и с государственными органами РФ», — отметил депутат Рижской думы.

Отстаивающий эти ценности «Русский союз Латвии» в данный момент не представлен в парламенте страны и на предстоящих выборах, согласно опросам, может получить лишь 2,7% голосов. Но Митрофанов убежден, что русские партии Латвии в будущем обязательно начнут играть более заметную роль в политической жизни республики.

«Рассвет будет, и наше поколение его еще успеет застать, — уверен он. — Но надо, чтобы все-таки вымерло поколение людей, которые мыслят категориями исторической мести [за период пребывания Латвии в составе СССР]. < ...> Этот подход исторической мести должен себя исчерпать. Это время еще не пришло. Но наша задача — продержаться до этого рассвета и максимально сохранить душу русского народа, сохранить уважение к себе, сохранить идентичность, сохранить и упрочнить вот эти мостики, которые нас соединяют с латышским большинством».

В настоящее время в Латвии проживают порядка 1,9 млн человек, из которых право голоса имеют около 1,5 млн граждан. На парламентских выборах им предстоит избрать 100 депутатов законодательного органа, голосование будет проходить по партийным спискам.

Корреспонденты ТАСС Евгений Антонов, Мария Иванова,

Рига, 21 декабря.

Информационное агентство России ТАСС

Добавить комментарий