Российский фондовый рынок накрыло волной первичных размещений акций (IPO) компаний, которые до этого на бирже никогда замечены не были — от ряда банков и разработчиков софта до магазинов одежды. Некоторые из них собрались за деньгами на биржу уже и во второй раз. Неопытные розничные инвесторы тоже свободно могут приобрести себе акции новых игроков на фондовом рынке, но аналитики советуют при этом помнить о принципе «берегись, покупатель».
Если за весь 2023 год на биржу вышли восемь новых эмитентов, то только с начала 2024 года — уже пять. Фактически это настоящий ренессанс IPO, поскольку в 2022 году на бирже разместился только один новый игрок — сервис кикшеринга Whoosh. Разброс компаний по отраслям, разместившихся на бирже примерно с осени прошлого года, впечатляет: это в том числе Совкомбанк, IT-компании «Астра» и «Диасофт», ликеро-водочный завод «Кристалл», микрофинансовая компания «Займер», сеть магазинов мужской одежды Henderson и другие.
С 19 апреля Мосбиржа начнет рассчитывать индекс IPO, который будет отражать динамику акций вышедших на торги компаний. Впрочем, некоторые «новички» не остановились на IPO. Та же «Астра» уже объявила о начале вторичного публичного размещения акций (SPO), такие намерения есть в будущем и у «Диасофта».
Бум IPO возникает, когда достаточно много компаний готовы к размещению, а у потенциальных инвесторов накопились средства, которые они не боятся вложить, поясняет аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. Зачастую это связано с притоком новых акционеров, которым еще любопытно попробовать новые способы вложений.
«Основу бума IPO в России создает процесс импортозамещения — на рынке обнаружилось много зрелых IT-компаний, разработчиков операционных систем, видеоконференций, систем виртуализации, систем управления базами данных, решений инфобезопасности, которые одновременно быстро растут и прибыльны. Это дает шанс на высокую оценку, а она им нужна, помимо прочего, чтобы избежать возможных недружественных поглощений по низкой цене», — добавляет эксперт. Интерес компаний к IPO возникает также из-за высокой ключевой ставки Банка России, которая не позволяет взять «дешевый кредит» на развитие бизнеса, считает директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Михаил Крутиков. Таким образом, вариантом привлечения средств остается только продажа долей в компании.
Наконец, кроме желания компаний существует третий фактор — наличие избытка рублевой ликвидности, запертого во внутреннем контуре, добавляет руководитель IR-проектов департамента корпоративных финансов «Цифра брокер» Анастасия Пузанова.