Верховный суд уточнил, когда можно взыскать кредитный долг с наследника

Полученные в наследство долги всегда вызывают у наследников много вопросов, на которые зачастую не могут ответить даже местные судебные инстанции. Поэтому разъяснения, данные Верховным судом РФ по поводу весьма распространенной ситуации, когда в наследство человеку достался не просто долг, а долг по кредитной карте, могут оказаться крайне полезными не только для участников этого конкретного спора. Тем более что кредитных карт у наших граждан очень много – по несколько у каждого.

А история этого спора, который заметил портал Право.ru, началась с того, что после смерти владелицы кредитной карты банк попытался взыскать долг заемщицы с ее сына.

Три местные судебные инстанции отказали банку в его требовании. Они решили, что кредитная организация пропустила срок исковой давности – его региональные суды исчисляли с даты первой просрочки внесения платежа.

Спор дошел до Верховного суда РФ, который объяснил: договором были предусмотрены ежемесячные платежи по кредиту.

В таком случае период, в течение которого истец вправе обратиться в суд, считается отдельно по каждому просроченному переводу.

А теперь приведем важные детали этого процесса. Одна гражданка оформила кредитную карту в филиале крупного банка. Лимит по ней составлял 45 000 рублей и средства выдавали под 18,9% годовых. Стороны договорились, что каждый месяц клиентка банка минимально должна гасить 5% от размера задолженности. Но аккуратной заемщица была всего несколько месяцев. С лета следующего года она уже платила с нарушением сроков, перечисляя банку меньше оговоренной суммы. Поэтому долги на ее кредитке месяц от месяца только росли.

А еще спустя десять месяцев женщина умерла. Наследство принял ее несовершеннолетний сын. Ему выплатили страховку в размере 200 000 рублей, так как у матери одновременно с кредитом был заключен договор страхования.

Но сам долг женщины остался. Кредитная организация обратилась в суд, чтобы взыскать с сына долг умершей матери. Всего, по подсчетам банка, он составлял 49 163 рубля, из них 31 337 рублей основного долга, 9023 рубля процентов за пользование кредитом и 8802 рубля неустойки. Филиал банка требовал в суде взыскать задолженность, которая образовалась больше чем за три года.

Три местные инстанции заняли одинаковую позицию – они отказали банку в его требовании. Местные суды решили, что банк пропустил срок исковой давности. Ведь согласно договору кредит и проценты по нему заемщик должен был погашать ежемесячными платежами в соответствии с установленным графиком.