На прошлой неделе рубль заметно просел, встретив выходные в районе 105-106 рублей за доллар на межбанковском рынке. Ослабление произошло по целому ряду причин, среди которых одни были «плановые», другие форсмажором. Среди первых можно назвать решение монетарных властей снизить обязательные продажи валюты крупнейшими экспортерами — с 80% (в октябре 2023 года) до 40%, а затем (в октябре нынешнего) до 25%. Смысл оставлять часть заработанной на экспорте валюты за границей (и потом потратить на необходимый импорт) состоит в том, чтобы избегать лишних дорогостоящих трансакций в условиях санкций. При этом в начале осени доля рубля в оплате экспорта достигла почти 43%, а импорта 48,5%. Если бы вся наша внешняя торговля велась только со странами БРИКС, где в нацвалютах происходит 85% расчетов, то оно бы и ничего. Но доля БРИКС составляет менее половины внешнеторгового оборота РФ, 41,5% по итогам 2023 года.
При этом платежный баланс страны стабильно положительный, с тенденцией к росту. Положительное сальдо внешней торговли товарами за девять месяцев текущего года выросло на 14%, до 102,8 млрд долларов, по сравнению с 90,2 млрд за аналогичный период 2023 года. В сентябре 2024 года профицит счета текущих операций увеличился аж в 2,4 раза — до 7 млрд долларов по сравнению с августом (2,9 млрд). В октябре торговый баланс был также на 8% выше уровня прошлого года (почти 12 млрд долларов). Так что фундаментальных предпосылок для резкой девальвации нет. Однако 21 ноября уходящая администрация Байдена решила нагадить России напоследок и ввела санкции против Газпромбанка и более 50 других банков, которые (главным образом ГПБ, через который шла значительная часть расчетов за экспорт газа и нефти) служили «шлюзом» поступления валюты на внутренний рынок. Решение, как обойти новые рестрикции, будет найдено (бизнес всегда находит, как обыграть бюрократов), но на это уйдет время. В краткосрочном плане может наблюдаться дефицит предложения валюты на рынке — в размере 2-4 млрд долларов в месяц. Отчасти Центробанк уже намерен компенсировать это, прекратив покупку валюты до конца года, сохранив между тем ее продажи (речь о юанях) в размере 8,4 млрд рублей в день, удвоив объем продажи.
Пока же можно оценить, кому на текущий момент умеренная девальвация рубля выгодна, а кому нет.Страна и ее граждане живут в рублях, за курсом доллара следят не более трети населенияПринято считать, что ослабление национальной валюты выгодно экспортерам: они за то же количество валюты получат больше рублей.