Глава ОКБ объяснил, как будет работать самозапрет на выдачу кредитов

Самозапрет на выдачу кредита, который планируют запустить в марте 2025 года, требует взаимодействия более тысячи участников. Ряд игроков, вероятно, могут не успеть подготовиться к этому механизму, полагает генеральный директор Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Михаил Алексин. Об этом, а также о заявках на кредиты сразу в десятки банков и будущем кредитных историй, он рассказал в интервью «Российской газете».

Как будет выглядеть самозапрет на выдачу кредита с точки зрения бюро кредитных историй (БКИ), банка и клиента?

Михаил Алексин: Гражданин может онлайн через Госуслуги или очно в МФЦ подать заявление о самозапрете на получение кредита или займа. Далее Госуслуги или МФЦ передают это заявление во все квалифицированные бюро кредитных историй. Таких сейчас четыре — Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ), Скоринг Бюро, Национальное Бюро Кредитных Историй (НБКИ) и КредитИнфо.

Бюро включают информацию о самозапрете в кредитную историю. Процедура снятия самозапрета будет проходить аналогичным образом. Каждый кредитор будет перед выдачей кредита делать проверку и, если самозапрет установлен, отказывать в предоставлении заемных средств. Если все же кредитор выдаст кредит при наличии самозапрета, то взыскание будет невозможно — право требовать возврат заемных средств у него аннулируется.

Может ли произойти такое, что данные о самозапрете не отобразятся?

Михаил Алексин: Здесь важно, что сведения о самозапрете или его снятии в итоге попадут во все БКИ. Шанс, что они потеряются или не будут отражены, сведен к нулю. Доступ к данной информации будет у всех кредиторов, причем без необходимости предварительно получать на это согласие непосредственно у заемщика. Есть ли какая-то неопределенность, вопросы?

Михаил Алексин: Архитектура реализации самозапрета и большая часть нюансов уже достаточно детально определены. Поэтому сейчас неопределенность в этом вопросе минимальна. Осталось реализовать и запустить.

Единственный вопрос: насколько игроки рынка смогут успеть все сделать к 1 марта следующего года. Речь идет о высоконагруженном перекрестном двустороннем взаимодействии множества разнородных участников: Госуслуги, МФЦ, ФНС, БКИ и, конечно, банки, МФО и прочие кредиторы.

Сколько их?

Михаил Алексин: В общей сложности участников взаимодействия — не менее полутора тысяч, а времени на реализацию всех интеграционных цепочек с учетом традиционной паузы на новогодние праздники осталось немногим больше трех месяцев. И если БКИ, вне всяких сомнений, способны реализовать необходимые изменения в срок, то в целом по рынку ряд игроков, вероятно, могут не успеть подготовиться.