ЭКОНОМИКА: ГЕРМАНИЯ-СЕВПОТОК-СИТУАЦИЯ
КОММЕНТАРИЙ: Следующий год станет определяющим для «Северного потока – 2»
Сертификация уже достроенного «Северного потока – 2» поставлена на паузу. В конце года германский регулятор выдвинул новые требования к оператору Nord Stream 2 AG (“Норд стрим 2 АГ”) и не считает, что решение теперь будет вынесено в ближайшие шесть месяцев.
Тем временем новое правительство ФРГ, вопреки изначально крайне скептической позиции «зеленых», продолжает занимать сдержанную и прагматичную позицию. Федеративная республика отказывается от угольной и атомной энергетики, и увеличенные объемы газа ей необходимы для того, чтобы переход на экологически чистые источники прошел максимально безболезненно для промышленности и экономики.
Критики же продолжают выступать против. На востоке Европы газопровод считают ничем иным, как угрозой для себя, но недавний визит канцлера Олафа Шольца в Польшу продемонстрировал, что Берлин поддаваться давлению Варшавы не намерен, по крайней мере при условии деэскалации вокруг Украины.
Смена тональности при новом правительстве
Предыдущий кабинет министров окончательно сложил полномочия в середине декабря, и 16-летняя эра правления Ангелы Меркель закончилась. Она и ее министры на протяжении последних лет поддерживали «Северный поток – 2» довольно четкими формулировками. К примеру экс-канцлер говорила, что «проект является правильным, и правильно было бы его завершить».
Такие заявления делались на фоне обострения в германо-российских отношениях, в том числе несмотря на дело Алексея Навального и убийство бывшего чеченского боевика в берлинском парке в 2019 году, которое совершил россиянин. Многочисленные американские санкции против проекта однозначно отвергались. Вторили экс-канцлеру и ее министры. Основной посыл заключался в том, что проект является экономическим, а реализуют его сразу несколько европейских компаний.
В новом правительстве состоят сразу три партии – социал-демократы, «зеленые» и либералы. В основу работы их правительства легло коалиционное соглашение – объемный 177-страничный документ, в котором подробно прописаны основы внутренней и внешней политики для кабинета министров на четыре года. «Северный поток – 2» в нем не упоминается вообще. В документе написано, что при реализации крупных энергетических проектов должно действовать верховенство европейского права. Именно на эту формулировку теперь ссылаются представители новых властей, причем как прагматичный канцлер Олаф Шольц, так и критично настроенная глава МИД Анналена Бербок.
Чего ждать от Шольца и Бербок
К слову, именно Бербок сейчас оказалась в тупиковой для себя ситуации. Будучи в оппозиции еще месяц назад, она отчаянно критиковала все, связанное с «Северным потоком – 2». Теперь же критикуют уже ее – за смену тональности на более нейтральную. По сути, новый коалиционный договор с универсальной формулировкой о верховенстве права ЕС связывает ей руки. Четкой позиции от министра ждали на встрече «семерки» в Ливерпуле, но у новой главы МИД больше нет той свободы, какая была при работе в оппозиции. Делать заявления ей нужно с оглядкой на других партнеров по коалиции и на коалиционное соглашение.
И действительно: Бербок пока только остается констатировать текущее положение вещей, а не выносить оценок. К примеру, она говорила, что Nord Stream 2 «в данный момент не соответствует нормам Европейского союза». Это ничто иное, как описание статус-кво, ведь соответствовать нормам ЕС газопровод будет официально только после завершения сертификации. Между строчек здесь вновь читается, что все вопросы к европейским регулировкам, а не к Берлину. Также Бербок регулярно отсылает к договоренностям предыдущего кабмина с США, согласно которым любая эскалация в отношении Украины не обойдется для проекта без последствий.
Для описания позиции канцлера Шольца показательно его выступление во время пресс-конференции в гостях у польского премьера Матеуша Моравецкого, одного из главных противников трубопровода. Его спросили, готова ли ФРГ отказаться от «Северного потока – 2». Ответ начался с долгого объяснения, почему Германии сейчас – в условиях декарбонизации экономики – нужно больше газа. Закончился ответ объяснением, что когда энергетический переход закончится – примерно через четверть века, – важность импорта энергоресурсов в Европу вообще снизится и газ не будет столь же релевантным для экономических процессов, как сегодня.
Разумеется, Шольц высказывает обеспокоенность ситуацией на границе Украины и России и добавляет потом, что нарушение границ в Европе повлечет за собой жесткий ответ. При этом он использует много глаголов в условном наклонении и не увязывает такой сценарий с конкретными странами. При предыдущем правительстве риторика была более однозначной, этот контраст бросается в глаза.
Поступающие до сих пор сигналы от нового правительства позволяют предполагать, что Берлин не хочет идти на обострение в этом вопросе, но готов изменить тональность в случае серьезного обострения на российско-украинской границе
Размытые сроки сертификации
Но ключевой процесс сейчас не политический, а административно-бюрократический. «Северный поток – 2» должен получить одобрение со стороны германског
о регулятора – Федерального сетевого агентства (BNetzA). Именно это ведомство должно определить, отвечает ли газопровод европейскому праву. И сроки вынесения решения очень размыты.
Nord Stream 2 должен соответствовать одному из базовых правил, по которому работают энергокомпании на европейском рынке. Это так называемый анбандлинг (unbundling), или разделение компаний. Смысл в том, что компании, которые занимаются добычей ресурсов, не имеют права их транспортировать – для этих двух процессов нужны разные фирмы. Если бы «Северный поток – 2» был завершен до 23 мая 2019 года, то это правило его не касалось.
Заявка в BNetzA была подана в начале сентября. Согласно регламенту, у ведомства было 4 месяца – до 8 января 2022 года, – чтобы сформулировать позицию по газопроводу. Но намечать на эту дату условное начало прокачки газа в случае положительного решения было неверно изначально. Потому что на этом процесс не заканчивается – проект решения был бы направлен в Еврокомиссию, которая сформулировала бы позицию уже со своей стороны. На это также ушло бы несколько месяцев. Уже после обратной связи из Брюсселя, а права вето там не будет, BNetzA вынесет окончательное решение. И сколько времени уйдет на этот последний шаг, неизвестно.
Проблема в том, что и крайний срок первого этапа проверки – 8 января – уже неактуален. 16 ноября сертификация приостановилась, параллельно с этим остановился и отсчет положенных по регламенту четырех месяцев. Ввиду этого логичными выглядят слова главы регулятора Йохена Хомана, который сомневается, что сертификация окончательно завершится в первой половине 2022 года.
Причина приостановки, как заверяют в Берлине, исключительно административная. Дело в том, что у оператора газопровода – компании Nord Stream 2 AG – штаб-квартира в швейцарском городе Цуг. Для того чтобы зарегистрировать независимого оператора, нужно создать дочернее предприятие в Германии. Этим сейчас оператор и занят, и пока регулятор не получит новые документы, сертификация будет приостановлена.
То, что в немецких СМИ назвали «очередным ударом по «Северному потоку – 2», напротив, является четким указанием, что нужно сделать с точки зрения корректной процедуры. Приостановка хоть и затягивает процесс, но переводит его в более конкретную – административную – плоскость.
Корреспондент ТАСС Антон Долгунов,
Берлин, 22 декабря.
Информационное агентство России ТАСС