Конституционный суд РФ признал не соответствующей основному закону страны практику, когда налоговые органы во всех случаях исчисляют двухлетний срок проверки контролируемых сделок по уточненным уведомлениям с момента получения повторного уведомления. Если участники сделки внесли в документы несущественные изменения, срок на проведение проверки необходимо отсчитывать со дня получения первоначального уведомления о контролируемой сделке, указал КС.
С жалобой на то, что срок проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, определенный в статье 105.17 Налогового кодекса как двухлетний, фактически продлевается произвольно и бесконечно, в высшую юридическую инстанцию страны обратилось ПАО “ВымпелКом”. В мае 2018 года оно уведомило надзорные органы о проведении более сотни контролируемых сделок с участием иностранных компаний, в октябре уточнив номера договоров по 68 сделкам.
В декабре 2020 года ФНС России вынесла решение о проведении полной проверки, и оспорить его через суд не удалось. Как следует из дела, налоговое законодательство РФ не содержит положений, которые позволяли бы сделать вывод, что при незначительных изменениях в уточненном уведомлении факт его представления может быть проигнорирован в целях исчисления срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 105.17 НК РФ.Законодателю поручено внести изменения, а до тех пор следует руководствоваться позицией КСПо мнению заявителя, любое, техническое или содержательное, уточнение уведомления в отношении любой указанной в нем сделки влечет возобновление полномочий налогового органа по назначению проверки всех указанных в нем сделок, то есть и тех, по которым изначально была представлена верная информация. При этом абзац 2 той же статьи НК устанавливает двухлетний срок проверок в отношении уточненной налоговой декларации, однако в этом случае “проверка проводится только в отношении контролируемой сделки, по которой произведена корректировка”. В оспоренном пункте это уточнение отсутствует.
Судьи КС согласились с тем, что положения НК в данном случае нуждаются в корректировке. Правоприменительную практику, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения о сделке, и налоговый орган не обосновал, что “новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения”, следует прекратить. Федеральному законодателю поручено внести необходимые изменения, а до тех пор следует руководствоваться позицией КС.