Пленум Верховного суда России подготовил проект постановления, разъясняющего правила применения залога. Особый пункт: нельзя забирать у должников заложенную недвижимость при незначительной просрочке.
“Обращение взыскания на предмет залога не допускается, если допущенное должником нарушение незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости заложенной вещи”, – подчеркивается в проекте.
При этом разъясняются критерии, когда проблемы можно считать мелкими. “Пока не доказано иное, незначительность нарушения и несоразмерность требований залогодержателя стоимости предмета залога предполагаются, если сумма неисполненного обязательства составляет менее чем пять процентов от стоимости заложенной вещи и период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного залогом, составляет менее чем три месяца”, – говорится в документе.
Более того, по соглашению сторон критерии незначительности могут быть изменены в сторону увеличения. То есть в лучшую для должника сторону. “Например, договором может быть предусмотрено, что нарушение незначительно, если сумма неисполненного обязательства составляет менее чем десять процентов от стоимости заложенной вещи”, – поясняет Верховный суд.
Заведующий бюро адвокатов “Де-юре” Никита Филиппов рассказал, что проект обобщает выводы Верховного суда, изложенные в ходе рассмотрения споров о залоге. “Необходимо отметить актуальность данного постановления, поскольку в последний раз подобное обобщение было предпринято пленумом Высшего арбитражного суда РФ 2011 года и в связи с изменением законодательства многие его выводы потеряли свою актуальность, – говорит Никита Филиппов. – Особое внимание в проекте уделяется неочевидным положениям гражданского законодательства. Например, ВС РФ указывает на возможность установить в договоре залога обязанность залогодателя раскрывать кредитору информацию об определенных фактах, связанных с залогом, с момента заключения договора даже в том случае, если сам залог как обременение возникает позднее. Раскрываются вопросы, связанные с ситуацией, когда происходит изменение рыночной стоимости заложенного имущества после заключения договора”. По его словам, большое внимание в проекте уделено положениям, касающимся предмета залога, существенных условий договора о залоге, основаниям признания такого договора незаключенным и недействительным.
“Верховный суд также обращает внимание на тот факт, что согласия залогодержателя не требуется при разделе общего имущества супругов путем определения долей каждого из них в праве общей собственности на заложенное имущество, – рассказывает Никита Филиппов.