Банкам стало тесно в привычном формате. Все чаще они трансформируются в экосистемы, включающие в себя не только финансовые сервисы, но и аптеки, маркетплейсы и даже онлайн-кинотеатры. Опрошенные «РГ» эксперты считают, что такие переходы выгодны и их количество будет только расти.
Это мировая тенденция. К 2025 году около 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать цифровые бизнес-экосистемы, прогнозируют аналитики McKinsey. «Почему бизнесы идут в создание экосистем? Мотивы могут быть разные, но самый простой ответ таков: когда они видят ограничение по росту на своем основном традиционном рынке, возникает вопрос, как это ограничение обойти», — отметил доцент Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин.
Самыми известными примерами экосистем являются компании IТ-индустрии: во всем мире это Apple, в России — «Яндекс». Но и другие отрасли развивают такие форматы. Например, крупнейшие автопроизводители объединились в совместном проекте, который будет включать каршеринг, парковки, такси, зарядки для электромобилей.
«Банки и операторы связи строят свои системы вокруг финансовых услуг, например, Сбер, Тинькофф, ВТБ и Альфа-банк, МТС. Любой бизнес ориентирован на привлечение большего числа клиентов и увеличение продаж», — говорит доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили.Чем больше сервисов доступно потребителю, тем чаще он взаимодействует с компанией, а значит, она может заработать больше прибылиКогда у компании набирается 5-7 успешных сервисов, появляется необходимость в их интеграции, отмечает эксперт. Для клиента это означает бесшовную идентификацию и единую платформу, а для бизнеса — кратное увеличение продаж товаров и услуг.
В ближайшее время по этому пути могут пойти крупные маркетплейсы, полагает Валишвили. Так, Ozon и Wildberries уже давно перестали быть исключительно торговыми площадками, они объединяют в себе сервисы по покупке билетов и с недавних пор банковские продукты.
В мире именно маркетплейсы стали ядром крупнейших экосистем — это Amazon и Alibaba, говорит Роман Прохоров, председатель правления ассоциации «Финансовые инновации». С экосистемами банки выходят за рамки привычного обслуживания. Сбер, например, включает в себя доставку продуктов и еды, каршеринг, медицину, развлечения и электронную коммерцию. Схожий подход у Т-Банка. В него входит и сотовый оператор, а также сервисы по покупке авиабилетов, бронированию жилья, билетов в театр и заказу продуктов.
Чем больше сервисов доступно потребителю, тем чаще он взаимодействует с компанией, а значит, она может извлечь больше прибыли, уточнил партнер-эксперт «Яков и Партнеры», директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский.