В России предложили реформировать инкассаторский рынок иначе: вместо саморегулируемой организации (СРО), о которой говорилось в докладе ЦБ, создать национальную инкассаторскую компанию на базе крупнейшего игрока «Росинкас», рассказал «РГ» президент объединения Василий Медведев. Планируется, что контрольный пакет будет принадлежать Центробанку, а банки получат доли в капитале. О том, как на инициативу смотрят кредитные организации и бизнес, поделились эксперты.
Национальная инкассаторская компания будет единственной организацией на рынке, отвечающей за всю инфраструктуру наличного денежного обращения, отмечает Медведев. Он добавил, что по этому пути пошла Беларусь, и рынок инкассации удалось консолидировать, чтобы его механизмы работали эффективно. Причем произошло это относительно недавно: «Белинкасгрупп», созданная в 2018 году как акционерное общество при участии центробанка республики, получила исключительное право на инкассацию и перевозку денег с января 2024-го. Как отмечают в Банке России, централизованную модель используют и в Австрии: доминирующая инкассаторская компания в стране — GSA — была выкуплена Национальным банком страны в 1999 году. В Таджикистане инкассацию и перевозку ценностей монопольно осуществляет подразделение центробанка.
Есть несколько вариантов регулирования рынка инкассации, которые упомянул ЦБ в докладе. Одно из предложений — предоставление Банку России права регулировать деятельность всех перевозчиков наличных денег, а также создание СРО на рынке инкассации — в «Росинкасе» не поддерживают. Регулирует рынок не только ЦБ, но и Росгвардия и МВД — в части оборота оружия, охраны ценностей и обеспечения общественной безопасности.
Саморегулируемые организации на финансовом рынке редко показывали себя эффективными институтами, считает Медведев. Одной монополией управлять гораздо легче, чем несколькими игроками, постоянно выясняя нюансы, стандарты и решая конфликт интересов.
Путь создания СРО возможен, но при активном участии банков, в области тарифов, создания реестров, говорит Сергей Барсуков, глава комитета по налично-денежному обращению (НДО) при Ассоциации корпоративных казначеев. Но он представляется более долгим и сложным: когда часть инкассаторов все же преследуют коммерческие цели, они захотят получить наиболее выгодные зоны, минуя убыточные. И получится, что регулятору придется каким-то образом перераспределять ресурсы, как-то решать заранее конфликт интересов, отмечает эксперт.
Банки сегодня работают с максимальной прибылью, говорит Медведев.