В Финуниверситете разъяснили, почему углеродный налог не поможет Европе

Страны БРИКС вполне могут оказать серьезное сопротивление новой политике Евросоюза, стремящегося навязать государствам действие пограничного корректирующего углеродного механизма (EU CBAM — Carbon Border Adjustment Mechanism). Зачем это нужно Европе и почему нельзя этого допустить, «Российской газете» рассказали руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Рогинко и декан Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев.

Напомните, что такое СВАМ?

Сергей Рогинко: Пограничный корректирующий углеродный механизм Евросоюза подразумевает введение под «климатическим» предлогом пограничного углеродного налога, который отразится на экспорте продукции т.н. первого и второго переделов (черная металлургия, цементная и алюминиевая промышленность, минеральные удобрения, водород). Ставка налога принята на уровне цен на Европейские разрешения на выбросы парниковых газов (квоты); тем самым своей внутренней цене на углерод ЕС в одностороннем порядке навязывает экстерриториальный статус. В 2026 году намечено расширение списка налогооблагаемых товаров; под риск попадают нефть, СПГ, медь и другие цветные металлы, продукция основной химии и нефтехимии, бумага и целлюлоза. В настоящее время проходит пилотная фаза СВАМ, в рамках которой от поставщиков требуется ежеквартальная отчетность по «углеродному следу» поставляемой в ЕС продукции. Дата введения собственно налога — 1 января 2026 года.С точки зрения экономики эта инициатива ЕС представляет собой масштабную угрозу не только для экспортных отраслей стран БРИКС и Глобального Юга; недовольство в той или иной мере проявляют и Соединенные Штаты, и Япония, и Южная Корея, и ряд других стран. И немудрено: ведь с геополитической точки зрения СВАМ — уникальный по наглости прецедент правового нигилизма, подрывающий основы мирового порядка как в части правил торговли, зафиксированных в нормах ВТО, так и в части глобальных усилий в области климата, регулируемых положениями Парижского соглашения.

Удается Европе снижать выбросы парниковых газов?

Сергей Рогинко: Все сложно. ЕС поставлен перед взаимно противоречащими целями: резкое снижение выбросов парниковых газов, с одной стороны, и сохранение конкурентоспособности промышленности — с другой. Став заложником самопровозглашенной роли «глобального климатического лидера», Евросоюз в рамках «Европейского зеленого курса» поставил амбициозную цель по сокращению выбросов парниковых газов: на 55% к 2030 г.